Это же элементарно, Ватсон! Расследование "КН" проходило по принципу "это же элементарно, Ватсон!" Не мудрствуя лукаво, мы применили простую логику действий и расчётов. В выходные концентрация автотранспорта вокруг рынка значительно повышается, но это лишь два дня в неделю. Поэтому для проведения журналистской "ревизии" мы выбрали обычный будний день, который обеспечил бы нам получение усреднённых данных. Кроме того, в своих подсчетах мы учитывали лишь те часы, когда парковка работает с полной загрузкой - четыре часа с 9-ти до 13-ти, остальное время решили отбросить. Разумеется, у нас не было возможности проследить за тем, сколько времени та или иная машина стоит в окрестностях рынка: одному водителю достаточно припарковаться на 20 минут, другому требуется несколько часов. Тем не менее, мы исходили из того, что даже за 20 минут владелец автомобиля вынужден платить как за час, то есть установленные 2 гривны. Следовательно, за этот час на одном парковочном месте могут побывать три машины, которые суммарно принесут тот же доход, что и одна машина, остановившаяся на три часа.
Итак, получив в горисполкоме схему расположения улиц, официально отведённых под парковку, мы не поленились обойти каждую из них и пересчитать количество скопившихся в тот день автомобилей. Насчитали 402 единицы техники. А дальше оставалось провести нехитрые арифметические операции. Для удобства мы округлили полученную цифру до 400, умножили ее на 4 часа и получили 1600 маш./час. Умножение на 2 грн. дало нам 3200 грн. Так мы узнали пусть и приблизительную, но РЕАЛЬНУЮ сумму доходов "Парковки" за один день. Поскольку рынок работает шесть дней в неделю, то бишь 25-26 дней в месяц (3200 Х 25), ежемесячный объём денежных сборов за парковку составляет не менее 80 тысяч гривен. И, наконец, в год - 960 тыс. грн. Это, опять же, "заниженная серединка", что вполне даёт нам право округлить итоговый показатель в сторону увеличения. Выходит 1 миллион гривен. Именно такой кругленькой суммой выражается годовой доход КП "Парковка". А вот теперь переходим к самому интересному: нам предстоит узнать, какие суммы фигурируют в официальной финансовой отчётности, что думают по этому поводу городские чиновники и как пытаются докопаться до истины те, кто не намерен мириться с "чёрными дырами" в бюджете Измаила.
КоммуНАЛьное предприятие Мы, разумеется, далеко не первые, у кого возникли подобные подозрения относительно "Парковки". Вот что нам рассказал депутат горсовета, председатель временной контрольной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий Петр Севастиян: - Хочу напомнить, что предыстория создания нашей комиссии связана с процедурой досрочного прекращения полномочий городского головы Георгия Дубенко. Для отставки мэра депутатскому корпусу не хватало голосов, и тогда "регионалы" - основные инициаторы импичмента - решили заручиться поддержкой других фракций. Эта "коалиция" стала возможной после того, как депутаты согласились выполнить ряд взаимных обязательств, которые в итоге были зафиксированы соответствующим протоколом о намерениях. Его подписали в сентябре 2008 года. Один из пунктов протокола гласил: "Через временную депутатскую комиссию проанализировать работу коммунальных предприятий и принять решения о ликвидации убыточных". Следует отметить, что в тот период никто из депутатов не сомневался, что многие КП необходимо либо закрывать, либо серьезно наводить в них порядок. Однако после снятия мэра стало понятно, что далеко не все депутаты заинтересованы в выполнении условий соглашения. В частности, наша комиссия была образована лишь с третьей попытки - окончательное решение по этому вопросу сессия горсовета приняла 26 декабря 2008 года. А необходимые для начала работы комиссии документы я получил аж 24 января 2009 года, при том, что срок работы нашей комиссии был определён до 15 февраля. В общем, всё было сделано таким образом, чтобы лишить нас возможности полноценно поработать. Справедливости ради надо отметить, что на словах нам передали: "Работайте столько, сколько хотите". В настоящее время отчёт комиссии готов и должен быть рассмотрен на ближайшей сессии горсовета. Тем не менее, обнародование этого документа негласно блокируется. Причина, на мой взгляд, одна: и среди депутатов, и среди работников аппарата исполкома есть люди, которые "крышуют" деятельность коммунальных предприятий. И там действительно есть что "крышевать". Например, относительно КП "Парковка" комиссия установила, что официальная финансовая отчётность предприятия, мягко говоря, не соответствует реально существующему денежному обороту. На момент первичной проверки "Парковка" имела всего 6 кассовых аппаратов, хотя работают 15 контролёров. На вопросы о том, почему у них нет кассовых аппаратов, сотрудники КП отвечали: "Все претензии - к директору, в письменном виде". Но и директор Сергей Грибинюк не проявил уважения к членам комиссии - он попросту отказался предоставить нам требуемые финансовые и прочие документы. Я не смог получить у него даже перечень улиц, которые официально утверждены исполкомом как места платной парковки автотранспорта! Правда, после проверки предприятие обеспечило кассовыми аппаратами всех своих контролёров, но и при этом я лично неоднократно выявлял факты, когда работники КП не пользовались этими приборами. По итогам проведённого анализа комиссия пришла к однозначному выводу: директор "Парковки" регулирует деятельность предприятия по своему усмотрению, то есть без элементарного финансового контроля со стороны управлений и служб горисполкома. Учитывая это, мы решили рекомендовать и.о. городского головы Ирине Рудниченко расторгнуть трудовой договор с Сергеем Грибинюком и принять меры с целью прекращения сокрытия доходов КП от городского бюджета и налоговой инспекции.
Герои бюджетов всех уровней В беседе с нами начальник управления экономики горисполкома Александр Кузьмин не высказал в адрес КП "Парковка" ни одной претензии. Более того, сложилось впечатление, что мэрия "в общем и целом" довольна работой предприятия. Александр Ефимович напомнил, что до 2008 года "Парковка" взимала с каждой машины 1 гривну в час, а сегодня этот тариф составляет 2 гривны. Несмотря на такое повышение, с каждой суммы почасовой оплаты городской бюджет как получал, так и получает 51 копейку в виде сбора за парковку автотранспортных средств. Чиновник пояснил, что это один из видов местных налогов и сборов, утверждённых Декретом Кабинета Министров, причём, 51 копейка - фиксированная сумма, действующая во всех городах Украины. Таким образом, муниципальной казне Измаила достаётся лишь четверть всех доходов (подчеркнём: официальных доходов) КП "Парковка". Остальные средства, по словам А.Кузьмина, остаются в распоряжении предприятия и призваны покрывать расходы, связанные с содержанием мест парковки и внутренними потребностями КП. Сюда входят зарплата, начисления на нее, налоги, а также затраты на установку дорожных знаков, уборку территории, ремонт дорожного покрытия и т.д. Впечатляющие данные о столь высокой себестоимости "производственной деятельности" КП заставили нас наивно поинтересоваться: собственно, какие же услуги оказывает "Парковка" владельцам автотранспорта? Начальник управления экономики ответил на этот вопрос "как автолюбитель". "Во многих случаях услуги как таковые оказываются, - сказал Александр Ефимович. - Добросовестный парковщик должен показать водителю удобное место для стоянки, помочь ему своими жестами нормально припарковаться, а потом беспрепятственно уехать, проследить за тем, чтобы въезд и выезд автомобиля не был заблокирован другими машинами". А.Кузьмин отметил, что "есть парковщики, которые соответствуют этим требованиям, но вместе с тем нам есть над чем работать". В ходе интервью Александр Ефимович ни разу не обмолвился о том, что горисполком подозревает КП в нарушении финансовой дисциплины. Напротив, А.Кузьмин заявил, что городская власть регулярно повышает предприятию план отчислений в местный бюджет, но привёл почему-то лишь показатель за апрель, когда сумма этих отчислений достигла 11 тыс. гривен. Цифры за 2008 год чиновник так и не назвал, хотя по имеющимся у нас официальным документам за подписью того же А.Кузьмина, в минувшем году общий объём оказанных "Парковкой" услуг составил 329,4 тыс. грн., из которых в виде налогов было уплачено 143,3 тыс. грн. (кстати, по данным налоговой инспекции, вторая цифра не превышает 118,5 тыс. грн.). Завершая нашу беседу, Александр Ефимович особо подчеркнул, что социальную значимость КП нельзя оценивать только с точки зрения размера поступлений в городской бюджет. По словам А.Кузьмина, необходимо учитывать общую налоговую нагрузку на предприятие. А она, мол, намного больше, чем кажется на первый взгляд. Если принять во внимание расчёты начальника управления экономики, то выходит, что в 2008 году "Парковка" перечислила в бюджеты всех уровней 192 тыс. гривен (значит, вышеуказанные 143,3 тысячи можно считать ложной информацией? - А.П.). И тогда, по логике А.Кузьмина, можно забыть о 51 копейке поступлений в местный бюджет, ведь получается, что с каждых 2 гривен дохода предприятие "отстёгивает" 1,16 грн., или 58%. Отсюда, надо понимать, и скромная прибыль КП, которая в прошлом году составила 25 тыс. грн. Да и то из этой суммы "Парковка" затратила 20 тысяч на ремонт дорог в районе рынка. Но окончательно нас сразило заявление А.Кузьмина о том, что по объёму отчислений с доходов КП (опять же, в бюджеты всех уровней) горисполком планирует выйти в 2009 году на цифру до 300 тыс. грн. Что ж, в этом случае директора "Парковки" надо будет не увольнять, как того требует временная контрольная комиссия, а награждать. Во как…
ИЗ ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ
Владимир Басов, депутат горсовета, председатель временной контрольной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности КП "Парковка" в 2007 году:
- Вопрос о том, что "Парковка" не выполняет свои обязательства перед горбюджетом, поднял я, и именно по моей инициативе в тот период была создана контрольная комиссия. Она работала на протяжении месяца. Если говорить вкратце, то мы провели контрольные замеры количества припаркованных машин и сравнили суммы платежей с теми цифрами, которые значились в отчётах КП. Прежде всего было выявлено, что сотрудники предприятия работали без кассовых аппаратов и, таким образом, скрывали значительную часть выручки. В конечном итоге мы установили, что реальные сборы с водителей были гораздо больше, чем показывала "Парковка". Более того, руководство КП подбивало доходы под убытки или в "лучшем случае" под ноль, поэтому городской бюджет почти ничего не получал. По результатам проверки комиссия рекомендовала мэру Г.Дубенко привлечь к дисциплинарной ответственности директора предприятия С.Грибинюка, а собранные нами материалы передать в прокуратуру.
То, что произошло потом, до сих пор не укладывается у меня в голове. Весь пакет документов по "Парковке" мы передали в управление экономики с таким расчётом, что они затем попадут к городскому голове. Мэр их получил - люди видели наши бумаги на его столе. Однако вскоре выяснилось, что материалы комиссии… пропали. И сотрудники управления экономики, и городской голова заявили о том, что они не знают, где наши документы. Понимаете, так и сказали: мол, не знаем - и всё тут.
Материалы нашлись только после отставки Дубенко. Они лежали у него в столе. Точнее, депутаты обнаружили не более половины этих документов - остальные исчезли бесследно...
ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТОВ
"Настоящим ставим в известность, что специалистами коммунальной инспекции и службы автомобильного транспорта 31 марта, 3 апреля и 25 апреля 2007 года была проведена проверка работы по организации услуг по парковке автотранспорта, осуществления сборов за парковку и рыночного сбора КП "Парковка" в местах, отведённых для этих целей.
… Коммунальное предприятие по состоянию на 02.04.2007 оказывает услуги по парковке на 185 местах. Фактически же в день проверки 31.03.2007… было зафиксировано 388 автомобилей одновременной парковки, из них 263 автомобиля (67%) подлежащих обложению сбором. Соответственно сумма денежной выручки в кассу предприятия за 1 час парковки и при оборачиваемости 1 авт. в час на 1 паркоместе должна была составить 263 грн., а при 6-часовом рабочем дне наиболее интенсивной парковки, 1 грн. х 263 авт. х 6 час. = 1578 грн. Поступило же в кассу за 31.03.2007 от услуг парковки 882 грн. Разница с расчётной составила 696 грн. При проверке 03.04.2007 общее количество автомобилей… составило 405 единиц, из них подлежащих обложению сбором - 311, т.е. 1 грн. х 311 авт. х 6 час. = 1866 грн., поступило же в кассу предприятия 838 грн. Разница с расчётной - 1028 грн…
В момент проверки - контролёров по рыночному сбору от КП "Парковка" в местах торговли не было, но, со слов торгующих, за место они уплатили, однако документы об оплате рыночного сбора предъявить не смогли, ссылаясь на их отсутствие. Кроме вышеприведённых фактов имеется и ряд других существенных нарушений, допущенных КП "Парковка"…
На основании вышеизложенного, а также невыполнения условий трудового контракта в части надлежащей организации хозяйственной и финансовой деятельности коммунального предприятия, предлагается: освободить директора КП "Парковка" Грибинюка С.Б. от занимаемой должности".
(Из служебной записки заместителя начальника управления экономики горисполкома Б.Ф. Парфёнова от 4 мая 2007 г. №07/1711-1 на имя городского головы Г.Н. Дубенко)
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Грибинюк, директор КП "Парковка":
- Я не даю интервью. Сейчас в городе не совсем хорошая ситуация… Да и какой мне смысл что-то говорить? Мы - коммунальное предприятие, и все решения относительно нас принимает исполком. А мы их обязаны исполнять. Так что весь "мозг" - в исполкоме.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВЛАСТИ
Валерий Бавицкий, первый заместитель городского головы:
- По отношению к "Парковке" мы приняли целый ряд мер. В первую очередь добились того, чтобы все контролёры работали с кассовыми аппаратами. Лишь за последние два месяца за оказание услуг без кассовых аппаратов были уволены четверо сотрудников КП.
Я, конечно, не могу утверждать, что "Парковка" не скрывает часть денежной выручки. В то же время было бы неправильно говорить о том, что городская власть вообще ничего не делает для усиления финансовой дисциплины на этом предприятии. Достаточно сказать, что после ужесточения контроля за применением кассовых аппаратов денежный оборот "Парковки" увеличился где-то на 40 процентов.
Совсем недавно несколько сотрудников управления экономики горисполкома провели проверку работы контролёров КП. Грубых нарушений не выявили, но замечания были, и директору предприятия было на них указано. Так что никто ни с кем церемониться не собирается. Либо руководитель "Парковки" будет выполнять то, что ему положено, либо он не будет работать. Ему об этом заявили однозначно, и выбора у него нет. Андрей ПОТЫЛИКО, Курьер недели
|